Вы объяснили музыку словами
Останнє редагування: 2013-04-26
Автор: Терентьєва Людмила Сергіївна
Заклад «Фізико – математична гімназія №17 Вінницької міської ради»
Нестандартний урок з розвитку мовлення на тему:
«Вы объяснили музыку словами»
(на основе Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича)
Вчитель російської мови та світової літератури
Терентьєва Людмила Сергіївна
Тема: Вы объяснили музыку словами
Цель:
- Нравственно формировать человека, его эстетические взгляды.
- Развивать у ребят чувства, обращая их сердца к добру, красоте.
- Развивать правильное конструирование предложений, умение слушать и воспроизводить свои мысли на основе услышанного музыкального произведения.
Оборудование: Портрет Д. Шостаковича, запись Седьмой симфонии Д. Шостаковича, плакаты.
План урока
На доске два плаката:
«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся»
(О. Уайльд)
«Уму, чувству неразвитым значительно легче воспринимать суррогат массовой культуры вместо искусства подлинного, требующего и духовной культуры, и способности восприятия, т. е. большого труда, разума и чувств»
(народный художник М. Савицкий)
Учитель: Сегодня на уроке, ребята, мы попытаемся с вами описать не природу, не картину, не интерьер, а музыкальное произведение. Это сложно, т.к. впечатления от музыки не то что описать, даже выразить трудно. И все же попытаемся. Слушать мы будем Седьмую симфонию Д. Шостаковича («Ленинградскую») –произведение зримое, образное, передающее героизм советского народа в борьбе с фашизмом. Прослушав фрагменты произведения, попробуем высказаться о нем, обменяться впечатлениями, выразить словами свое чувствование музыки.
На уроке литературы мы с вами говорили о блокадном Ленинграде, о мужестве и героизме ленинградцев; мы читали трагические страницы дневника ленинградской девочки Тани Савичевой; читали стихи О.Берггольц о ленинградцах; познакомились с отрывками из «Блокадной книги» Д.Гранина и А.Адамовича.
Словарная работа: объясним некоторые музыкальные термины.
Симфония – соната для оркестра, самая богатая и сложная форма инструментальной музыки.
Соната – представляет собой многочастное произведение, каждая часть которого самостоятельна по своему значению, но все они связаны между собой общностью художественного замысла и решения.
Пиано - тихо, форте - громко: обозначение степени силы звучания.
Прелюдия - вступление к музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса.
Финал - заключительная часть циклических музыкальных произведений.
Рассказ учителя (можно этот материал подготовить с одним-двумя уч-ся)
9 августа 1942 года. Уже миновала первая, самая страшная блокадная зима, когда тысячами свозили на кладбище погибших от холода и болезней ленинградцев. Стало чуть легче, но блокада продолжалась. Фашисты все еще хвастливо кричали по радио, что вот-вот ленинградцы не выдержат, сдадутся...
А Ленинград готовился к премьере Седьмой симфонии Шостаковича. 9 августа к семи часам вечера к зданию филармонии шли, вернее, брели, едва передвигая опухшие ноги, ленинградцы.
Так как оркестр филармонии уже не существовал (многие умерли, многие погибли на фронте), для исполнения симфонии были собраны все музыканты, оставшиеся в городе. Их было 15.
И симфония прозвучала в героическом городе, где она была создана, которому была посвящена.
Люди слушали «симфонию всепобеждающего мужества».
А фашисты в тот день не начали свой традиционный артобстрел их огневые точки молчали. Конечно, не из преклонения перед великим творением искусства, а потому, что наши артиллеристы, зная от командования о концерте, подавляли своим огнем позиции врага. Рискуя жизнью, бойцы принимали огонь на себя, поливали огнем вражеские укрепления. Один час двадцать минут звучит симфония, два часа двадцать минут не умолкали наши батареи.
…Отзвучала симфония, и раздались аплодисменты. Руки сидящих в зале еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест, но это была овация в честь автора симфонии, в честь героев-музыкантов.
(последний абзац записать в тетрадь под диктовку учителя)
Учитель обращает внимание ребят на портрет Д. Шостаковича (работа народного художника СССР Т .Т. Салахова (1976 г.), а в это время один – два ученика рассказывают о жизненном и творческом пути композитора.
Учитель:
1) Что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?
(перед нами в глубоком раздумье человек, пожилой, усталый, с моложавым строгим лицом).
2) О чем говорит весь облик композитора?
(он в состоянии творческого подъема. Его руки, длинные пальцы пианиста нервны, они выдают взволнованность).
3) Что передает цветочная гамма картины?
(она строгая, но в то же время неспокойная, подчеркивает творческое состояние композитора, его волю, силу духа).
Звучит стихотворение М. Бажана «Седьмая симфония Шостаковича» ( можно использовать и другие стихотворения: Вс. Азаров «Музы не молчали», Н. Савков «Девятое августа... сорок второго»...
Учитель: Ясный напев - мир, покой, счастье, тишина... И вдруг...
(включаем запись - фрагмент 1-й части произведения (10 мин.).
По окончании звучания фрагмента помолчим несколько минут. Надо дать школьникам возможность прочувствовать музыку и только после этого говорить. В классе - ни одного равнодушного. Музыка стала зримой для ребят. Они пытаются передать свое понимание прослушанного: «назойливо повторяющаяся мелодия фашистского марша», «инструменты звучанием режут слух», «металлическая мелодия», «тупые лица, каски, автоматы врага», «фашисты идут по нашей земле, хочется бить их». Выслушав высказывания, можно привести описание фрагмента Р. Петрушанской: «В эту мирную, чуть наивную музыку постепенно, исподволь, словно шуршание змеи, вползает зловещий и дикий рокот малого барабана, а за ним писк флейты-пикколо, однообразный, нарастающее неумолимый. Позже этот рокот и писк назовут темой нашествия, а другие, взметнувшиеся им навстречу волны звуков, - темой протеста, борьбы». Если ребята не смогут разговорится, нужно задать им вопросы.
Учитель: Тема этого фрагмента - «Нашествие» - обретает выразительность в мелодии, ритме, тембре: сухое постукивание барабана, жесткие механические звуки, монотонная мелодия фашистского марша.
- Какой основной конфликт отражен в этом фрагменте? (борьба со злом, с фашизмом )
- Как развивается тема нашествия, как вы ее услышали?
(марш звучит сначала невыразительно, издалека, а затем заполняет все, движется разрушительная сила)
- В какой части фрагмента, по-вашему, больше всего проявляется образ зла? (там, где звучит механический марш. В сознании возникает образ фашизма)
- Маршевая мелодия - однообразная, громкая, назойливая - позволяет думать?
( нет, она раздражает, «бьет по голове», «отупляет»)
Учитель: В последующих частях симфонии композитор говорит не только о борьбе с фашизмом, но и о победе добра над злом. Страницы глубокой человеческой скорби проходят перед нами, страницы нашей памяти о павших.
Звучит финал 4-й части (~5 мин.) симфонии. (мелодия победы, заглушающая тему фашистского нашествия.)
- Какие чувства у вас вызвал этот отрывок?
( победа!! Вера композитора в силу, мужество, победу сов. воинов.)
Учитель: Вот как передал свое восприятие симфонии Шостаковича писатель Евг. Петров: «...она (мелодия) обрастает железом и кровью. Она сотрясает мир. Что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас... На предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления...» Дома попробуйте написать сочинение-отзыв «Наедине с музыкой», «И музыка звучит в душе». У Новеллы Матвеевой есть строки:
Вы объяснили музыку словами,
Но, видно, ей не надобны слова,
Не то она, соперничая с вами,
Словами изъяснялась бы сама.
Конечно, слово не всегда нужно музыке. Но оно необходимо человеку. Не для «соперничания» с музыкой, а для пробуждения интереса к ней, для более глубокого понимания и чувствования красоты искусства и красоты жизни.