Ви Гість.

Путешествие в детство через устное народное творчество

Останнє редагування: 2014-01-26

Автор: Potapenko Nataliya Ivanovna

            Заклад «Загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 12 ВМР»

 

 

                                                        

 

                                            

 

Разработала и провела Юрченко А. И.,

 учитель высшей категории,

учитель-методист

  

Винница 2013 г


 Тема: Путешествие в страну Детства.

Цель: расширить и углубить знания учащихся об устном народном творчестве;

развивать связную речь, память, мышление, воображение;

воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, любовь к ближнему, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: презентация, игрушки.


Учитель. Тихо падает снег…невесомо – пушистый и белый. Наступила зима неожиданно, сразу и смело.

    Зима – это детство. Это долгие вечера с родителями, легкий запах чая с лимоном, запах шоколада и мандаринов…

      Сегодня  я приглашаю вас совершить небольшое путешествие   в страну, которой нет на карте мира, но в которой побывал каждый человек, живший когда-либо на  земле.  Эта страна называется детство.

    Поможет нам устное народное творчество.

 

Ученики поют колыбельные.

Баю, баю,баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать – не гулять,

Только глазки закрывать.

 

Баю,баюшки, бай. Бай.

Глазки, Маша, закрывай.

Будь счастлива. Будь умна.

При народе будь скромна.

Спи, дочка до вечера,

Тебе делать нечего.

 

Ходит сон по хате

в сереньком халате,

А Сониха под окном –

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

 

Ой, ты, котенька-коток,

Котя- серенький хвосток,

Ты приди к нам ночевать,

Вову в люлечке качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу.

Дам кусок пирога

И кувшин молока,

Еще каши горшок,

Сладких пряников мешок.

 

Учитель: Колыбельные песни…Их размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, успокаивает малыша, действует на него усыпляюще.  А ещё развивает в нём музыкальные и поэтические способности.

Девочка: А моя младшая сестренка сегодня какая-то беспокойная, капризная.

 

Учительница. А ты ей пестушку  расскажи, успокой, отвлеки, приласкай.

Девочка.

Ай не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать –

 Куплю худой лапоть!

Другой ученик наклоняется и проговаривает над куклой другую пестушку.

Не плач, детка,

Прискачет белка,

Принесёт орешки –

Тебе для потешки.

Третий ученик проговаривает пестушку над куклой.

Тра-та-та, тра-та-та,

Поймал дедушка кота,

А бабушка кошку

За правую ножку!

Следующая пестушка.

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

 Сиреневая  веточка.

 

Девочка: А мой братик не любит, когда его одевают.

Учитель: В старину, пеленая ребенка, развлекали песенкой:

Сова-совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась,

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

В тёплы рукавички.

Учитель: Купая, приговаривали

Водица-царица.

Всем помощница!

Помогала лугам

Помогай и нам!

 

С гуся вода,

С лебедя вода,

С моего дитя-

Вся худоба.

На пустой лес,

на большую воду,

Под гнилую колоду.

 

Шла баба из заморья

Несла кузов здоровья

Тому. Сему помаленьку,

А Ванюше весь кузовок!

 

  Ребенок подрастал и первый раз вставал на ножки!

Ой, ладки-ладок,

Скоро Ванечке годок,

Вырастай с дубок,

Достанешь потолок!

Расти и повыше –

Достанешь до крыши!

Вот такой расти,

Чтобы видеть все могли.

 

А лады, лады, лады,

Не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт,

Он посадит и польёт.

Топ, топ, топ…

 

Девочка.

А я со своей сестренкой уже потешки делаю. Беру её на руки, качаю, выполняю с ней разные движения её ручками, ножками, головкой.

Учитель:  В процессе таких игр у неё формируется внимание, воображение, она учится управлять своим телом, тренирует мышцы.

Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки,

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут, поедим

И воробышкам дадим.

Ворбышки сели,

Оладушки съели.

Шуг-шуг, полетели,

На головку сели.

Учитель.  Давайте, дети вспомним потешку, которую многие из вас слышали и исполняли в раннем детстве.

- Сорока, сорока,

Где была? – Далёко.

Кашку варила,

На стол становила,

На крыльцо скакала,

Гостей поджидала.

Этому кашки,

Этому бражки,

Этому малины,

Этому малины,

А этому шишок,

Шишок – под носок!

Он  мальчик мал,

Крупку не драл,

По воду не ходил,

Кашки ему не дадим!

 

Идёт коза рогатая,

 По боку дратая!

Кто молочка не пьёт,

Того рогом бьёт –

Пыр, пыр, пыр!

 

Ай туки-туки-туки.

Застучали молотки.

Застучали молотки,

Заиграли в локотки.

Тук-ток, тук-ток,

Скоро Петеньке годок.

 Мальчик подбрасывает куклу.

Тюшки-тютюшки,

С творогом ватрушки.

Пшеничный пирожок

На опарушке мешён.

Высоконько взошёл.

Гп! Гоп! Гоп!

 

С куклой приплясывает.

Гоп, гоп, гоп, гоп,

Гоп, гоп, гули, гоп.

Сели Машеньке на лоб,

Крылышками хлоп, хлоп!

Маша ножкой топ, топ!

 

Учитель: За день ребенок наиграется и, чтобы его успокоить, готовя ко сну, приговаривали:

Лапушки, лапушки,

Надоели балушки.

Сядьте, посидите,

Губки сожмите.

 

Учитель: А утром, когда проснется и потягивается, повторяли

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки!

Расти, доченька, здоровая,

Как яблонька садовая!

 

Учитель. Чтобы освободить ребёнка от плохих эмоций, употребляли прибаутки. Они воспитывают в детях музыкальные, творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти.

Галки, вороны,

Все ли вы здоровы?

- Одна галка нездорова,

Себе ножку наколола.

Мы поедем во торжок,

Купим галке сапожок.

Едет Ваня в красной шапке

На серебряной лошадке,

Золотой уздой звенит,

Во все стороны глядит,

 Плёточкою машет,

Под ним лошадка пляшет.

- Сосна, сосна,

Отчего ты украсна?

- Оттого я красна,

Что под солнышком росла.

 

Идёт петушок,

Красный гребешок,

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Двойная бородка,

Частая походка.

 Рано утром он встаёт,

Красны песенки поёт.

 

Ладушки, ладушки.

Где были?- У бабушки.

- Что ели? – Оладушки.

- Кто ел? – Маняшка.

- Помогал? – Ивашка.

 

Учитель. Учился ребенок говорить, повторяли скороговорки.  (скороговорки)

 

Учитель. А куда же без сказки в воспитании? Никуда. Ведь в них не только интересные приключения и превращения, но и весьма полезные жизненные уроки.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть добро и ласку,

Может быть вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке всё бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведёт принцессу

Непременно под венец.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть на этом свете

Станет легче людям жить.

Загадки из русских народных сказок

Назовите персонажей сказок.

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)

 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Колобок)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …

 

Учитель. Хочу познакомить вас, дети, с ещё  одним жанром устного народного творчества – пословицы и поговорки.  В них поучение, намёк, правда, из которой каждый слушатель должен вынести полезный урок.

 

Всякому овощу  -  своё время.

Минута - час бережёт.

Всякая помощь хороша  - вовремя.

Кто много говорит, тот мало – делает.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Время - дороже денег.

Словами горю не поможешь.

За грехи языка губы терпят.

Дурное слово, что смола: пристанет, не отлепится.

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

Что людям желаешь, то и сам получаешь.

Жадность последнего ума лишает.

Меньше хмурься, больше увидишь.

 

Учитель. Народные песни, предания, пословицы…

Это память нашего давно минувшего,

 хранилище народной мудрости!

 

 

Активні користувачі за останні 15 хвилин: